decor
1920

Создание жанра антиутопии

Предупреждение Замятина

Основоположник жанра антиутопии в противовес утопии, рисующей идеальный мир, показал «идеальность» общества с негативной стороны и риски, которые влечет за собой технический прогресс, вернее, чрезмерное увлечение им.


XX век ознаменовался разнообразными экспериментами в литературе и появлением новых жанров, одним из которых стала антиутопия. Сегодня любители литературы и кинематографа хорошо с ней знакомы – классические «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли, «1984» Джорджа Оруэлла, «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери, современные «Голодные игры» Сьюзен Коллинз и «Дивергент» Вероники Рот. Но немногие, включая даже поклонников этого жанра, знают, что его основоположником стал советский писатель Евгений Замятин.

Автор, который внес неоценимый вклад в развитие мировой литературы, не был известен на родине на протяжении многих десятилетий, но его роман «Мы», опубликованный более сотни лет назад, в 1921 году, послужил источником вдохновения для авторов множества произведений – недаром даже великий Оруэлл признавался, что книга советского литератора оказала на него и его творчество большое влияние. Сейчас наследию Замятина отдали должное – книга не только включена в школьную программу по литературе, но и неоднократно экранизирована.

замятин12.jpg 749.07 KB


Замятин написал свое самое знаковое произведение – роман «Мы» в 1920 году. Книга, которую автор называл своей «самой шуточной и самой серьезной вещью», стала отправной точкой расцвета жанра антиутопии. Антиутопия представляла собой острую сатиру на радикальные идеи коммунистов. Это было первое в истории произведение, рисующее настолько тоталитарное общество и столь глубокую безысходность.

Действие романа разворачивается в городе-государстве, огороженном от окружающего мира Зеленой Стеной, через тысячу лет после Последней революции. Город построен из стекла и бетона, в нем нет растений, а стены домов прозрачны – добропорядочным гражданам нечего скрывать. Во главе государства стоит Благодетель, а жизнь общества регулируют всевозможные бюро – Бюро Хранителей, Медицинское, и так далее. Частной жизни ни у кого нет. Жители государства – нумера. Они равны перед Хранителем, у них нет имен, только номер.

замятин32.jpg 926.86 KB


Института семьи там не существует: вместо этого нумерам выдают талоны на секс, а дети попадают в Детско-воспитательные Заводы, где у них искореняется всякая индивидуальность. Людей даже селекционируют таким образом, чтобы лишить их индивидуальных черт. Нумера не должны иметь привязанности к кому-либо – большинство слов для обозначения подобных чувств исключили из их языка. Многие жители верили, что система несет благо. Тех, кто публично в этом сомневался, репрессировали, а попытка революции оборачивается провалом. 

В своем романе Замятин изобразил совершенно безнадежную ситуацию: мечты о свободе, сильные эмоции, привязанность, любовь – в антиутопии все это тщетно, и герой все равно возвращается в машинизированное общество. Концовка романа пессимистична: получается, что обществу людей «с промытыми мозгами» невозможно противостоять – от него можно лишь сбежать, как это сделала одна из героинь «Мы», отказавшись от всех благ цивилизации. 

Книга стала предупреждением о рисках, которые влечет за собой технический прогресс, вернее, чрезмерное увлечение им. Именно она придала жанру антиутопии черты, ставшие сегодня классическими: взгляд изнутри, неудачная попытка пойти против системы, пребывание под колпаком, пропаганда, тоталитаризм, наказание инакомыслящих, отсутствие индивидуальности, частной жизни и так далее. 

По сути, Замятин заложил основы, а другие писатели добавляли к ним собственные детали. У Хаксли это общество потребления на стадии вырождения, у Оруэлла – технократический авторитаризм. Более поздние авторы антиутопий черпали вдохновение из «О дивный новый мир» и «1984». Что касается книги «Мы», она так и осталась относительно малоизвестной. Но наследие мысли Замятина мы можем видеть сейчас в десятках других произведений.  

Подробнее